Легенды
Керамические сцепления
в автогонках 90-х.
..
Правильный выбор сцепле-
ния при подготовке гоночно-
го автомобиля не уступает
по важности ни двигателю,
ни подвесне, ни тормозной
системе, ни мастерству
пилота. В настоящее время
на современные гоночные
автомобили устанавливают-
ся нерамичесние сцепления
разных производителей, а
вот нанова была ситуация с
выбором сцепления в среде
российских гонщинов в
середине 90-х годов, ногда,
не смотря на экономиче-
скую ситуацию в стране,
гоночный спорт продолжал
развиваться благодаря
энтузиазму и мастерству
приверженцев этого спорта.
Галина Силанова
Марина Белоглядова
Ф о то автора
В автомобиле сцепление не-
обходимо, потому что двигатель
вращается всё время, а колесам
надо иногда и останавливаться.
Чтобы при каждой остановке не
приходилось глушить двигатель,
колеса (трансмиссию) и двига-
тель нужно как-нибудь разъ-
единять. Особенно это важно
в гонках: при торможении на
крутых поворотах на больших
скоростях.
Ещё сцепление играет важную
роль при начале движения - оно
позволяет плавно соединять вра-
щающийся вал двигателя и непод-
вижный вал трансмиссии (непод-
вижные колеса). А старт на гонках
тоже очень важный элемент.
трение между двумя дисками,
каждый из которых расположен
на своём валу. Трение возникает
от того, что на поверхности каж-
дого диска есть неровности: даже
очень гладкая поверхность имеет
микроскопические неровности
похожие на горы и долины. Вот
чем больше эти неровности, тем
больше коэффициент трения
у поверхности, тем тяжелее
скользить по этой поверхности.
Когда сцепление включено,
плита нажимного диска давит на
ведомый диск и прижимает его
к маховику. Поэтому кололо-
сальные нагрузки испытывает на
себе именно ведомый диск, ко-
торый гонщики 90-х и пытались
усовершенствовать и о котором
пойдет речь в этой статье.
В компании ООО «Неубивае-
мые сцепления», производящей
керамические сцепления 51агсо,
хранится уникальный диск,
который сохранился еще со вре-
мен СССР. Этот ведомый диск
сцепления отличается тем, что
в качестве материала накладки
был использован керамический
сплав, который был, в свою
очередь, использован в произ-
водстве тормозных накладок
для военных самолётов. На фото
видны ручная наклепка и сварка.
Данный прототип современного
керамического сцепления был
изготовлен знаменитым спор-
тсменом, гонщиком Вячеславом
Трефиловым, который в настоя-
щее время тренирует гоночную
команду города Бронницы.
Вячеслав Трефилов (второй слева) родился в 1948 году, в автоспорт при-
шел в 1998 и по 2005 год участвовал в более чем в двухстах соревнованиях, в
половине из которы х удалось занять первые места. Офицер, неоднократный
чемпион СССР: в нроссе и триале, выступавш ий на ЗИЛах и УАЗах. По про-
фессии - испытатель военной техники. Номанда 21 Научно-исследователь-
сного испы тательного института автомобильного транспорта М инистерства
обороны Р Ф , г. Бронницы. Сегодня оф ицер-автомобилист с многолетним
стажем, полковник в отставке, тренер бронницкой команды, организатор и
судья соревнований по автонроссу, технин-изобретатель.
Сейчас его номанда использует на своих авто нерамичесние сцепления
$1агсо, на ноторы х его номанда вы игры вала и продолж ает вы игры вать
этапы нубна России по автонроссу.
Мы попросили рассказать
историю диска с керамическими
накладками во время очередных
гонок по автокроссу, проходив-
ших в середине декабря в Брон-
ницах и посвященых разгрому
немецко-фашистских войск под
Москвой:
« .
..У нас были очередные со-
ревнования, которые проходили
в городе Курган. Получилось
так, что сломалась машина, ведь
сцепление в начале 90-х годов
было одним из слабых узлов в
гоночных автомобилях. Со-
вершенно случайно, на свалке
авиационного училища я напал
на тормозные диски самолета с
керамическими накладками. Мы
отделили их вручную, и было
принято решение об увеличе-
нии прочности и долговечности
диска сцепления за счет керами-
ческих накладок. Эта история
произошла в 1994 году, но я
керамические накладки, только
от гусеничных тягачей, исполь-
зовал еще в 1991 году. В тот год
мы не только вручную клепали
эти накладки к дискам, но и
приваривали их, так как боялись
за прочность, но в последствии
66
А в током поненты ■
Ф евраль 2012
предыдущая страница 71 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн следующая страница 73 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст