Шины и дисни
Модель свободного рынка
(-) Ущемляет интересы конечных
потребителей
(-) Не позволяет решить проблему
ранее накопленных отходов в РФ
(-) Не работает эффективно в
странах с невысоким уровнем жизни
и уровнем гражданской
сознательности
(-) Модель приводит к высокой конкуренции
компаний-переработчиков, что снижает
рентабельность данного бизнеса
Аналогичный норматив,
установленный ведущими пред-
ставителями японской автоин-
дустрии, - 95% к 2015 году.
В Российской Федерации ос-
новным нормативно-правовым
актом, регулирующим рассма-
триваемую сферу, является Ста-
тья 51 п.2 Федерального закона
об охране окружающей среды
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Требова-
ния в области охраны окружа-
ющей среды при обращении
с отходами производства и
потребления». В отношении
отходов производства и потре-
бления, в том числе радиоак-
тивных отходов, закон запре-
щает: сброс в поверхностные
и подземные водные объекты,
на водосборные площадки, в
недра и на почву; размещение
на территориях, прилегающих к
городским и сельским поселе-
ниям, в лесопарковых, курорт-
ных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных зонах, на путях
миграции животных, вблизи
нерестилищ и в иных местах,
в которых может быть создана
опасность для окружающей
среды, естественных эколо-
гических систем и здоровья
человека; захоронение на водо-
сборных площадях подземных
водных объектов, использу-
емых в качестве источников
водоснабжения, в бальнеологи-
ческих целях, для извлечения
ценных минеральных ресурсов.
В соответствии со Статьей
8.2 «Кодекса РФ об админи-
стративных правонарушени-
ях» от 30.12.2001 Ха 195-ФЗ
предусмотрено наложение
административного штрафа за
несоблюдение экологических
и санитарно-эпидемиологи-
ческих требований при сборе,
складировании, использовании,
сжигании, переработке, обез-
вреживании, транспортировке,
захоронении и ином обращении
с отходами производства и по-
требления или иными опасными
веществами (в частности по-
крышек отработанных):
• на граждан в размере от 1
000 до 2 000 рублей;
• на должностных лиц - от 2
000 до 30 000 рублей;
• на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятель-
ность без образования юридиче-
ского лица, - от 2 000 до 50 000
рублей или административное
приостановление деятельности
на срок до девяноста суток;
• для юридических лиц - от
10 000 до 250 000 рублей или
административное приостанов-
ление деятельности на срок до
девяноста суток.
Накопление и складирование
предприятием на собственной
территории отработанных
автопокрышек ведет к ежеквар-
тальному увеличению налога
за воздействие на окружающую
среду в размере 248 рублей за
каждую тонну отхода. При пре-
вышении лимита - налог взи-
мается в пятикратном размере
(согласно Приказу Федераль-
ной службы по экологическому,
технологическому и атомному
надзору от 05 апреля 2007 г. №
204 «Об утверждении формы-
расчета платы за негативное
воздействие на окружающую
среду и порядка заполнения и
представления формы расчета
платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду»).
При этом государством осу-
ществляется лицензирование
сферы обращения опасных от-
ходов. Таким образом, созданы
предпосылки экономической
целесообразности сдачи от-
ходов (автопокрышек) органи-
зациям, имеющим лицензию
на обращения с опасными
отходами. В этом случае оплата
налога за воздействие на окру-
жающую среду может быть
списана.
Однако, при достигнутом
значительном объеме образова-
ния шинных отходов в России,
объем их переработки остается
на крайне низком уровне, по
сравнению с аналогичными по-
казателями наиболее развитых
стран. Таким образом, с учетом
прогнозируемого дальнейшего
роста уровня автомобилизации
населения в РФ и, соответ-
ственно, увеличения объемов
шинных отходов, нужно кон-
статировать необходимость в
интенсификации мер, направ-
ленных на совершенствование
механизма утилизации исполь-
зованных шин в России.
Из возможных вариантов
развития отрасли переработ-
ки шинных отходов в России
наиболее эффективным и
сбалансированным решением
выглядит активно реализуемый
в странах ЕС специализирован-
ным фондом Alaipur вариант
ответственности поставщиков
шин (Producer Responsibility).
Преимущества подобной
организации работы по ути-
лизации и переработке шин
состоит в наиболее продуктив-
ной для общества взаимной
интеграции государственного
регулирования и частной пред-
принимательской инициативы,
когда законодателем устанав-
ливаются правила, а «частник»
обеспечивает их выполнение с
наилучшей экономической целе-
сообразностью. Нагрузка по
утилизации при этом снимается
с конечного пользователя шин
и создается экономически вы-
годная для утилизатора система
сбора и переработки шинных
отходов. Финансирование же
подобной схемы обеспечивают
сами игроки шинного рынка,
пропорционально доли каждого
в поставках или продажах.
Одновременно, фонд полу-
чает возможность централизо-
ванного проведения научных
исследований в этой области,
внедрения разработок, оказания
организационной и финансовой
помощи в создании как пунктов
приема шин, так и площадок по
их переработке.
По инициативе «СИБУР - Рус-
ские шины» для консолидирован-
ного взаимодействия с законода-
тельными, исполнительными и
регулирующими госорганами в
сфере переработки шин создано
некоммерческое партнерство
«Русэкошина». Совместно с
другими участниками российско-
го шинного рынкаподготовлены
и направлены в Правительство
РФ и Государственную Думу РФ
соответствующие предложения
по введению в РФ системы сбора,
транспортировки и утилизации
бывших в употреблении покры-
шек в рамках ведущейся работы
по разработке проекта Федераль-
ного закона «О внесении изме-
нений в Федеральный закон «Об
отходах производства и потребле-
ния» и другие законодательные
акты Российской Федерации (в
части экономического стимули-
рования деятельности в области
обращения с отходами)».
Позиция шинников нашла
свое отражение в перечне по-
ручений Президента РФ
Д.А. Медведева по итогам
заседания президиума Госсове-
та по вопросам экологической
безопасности 9 июня 2011 года.
В частности, Правительству РФ
поручено представить пред-
ложения, направленные на
создание современной пере-
рабатывающей отрасли в сфере
обращения с твердыми бытовы-
ми и промышленными отхо-
дами, предусмотрев при этом
законодательное закрепление
ответственности производите-
ля (импортера) за утилизацию
произведенной (ввезенной)
продукции после утраты ею
потребительских свойств, сти-
мулирования создания объектов
инфраструктуры утилизации
отходов и оплаты услуг по ути-
лизации. ■
44
А втоном поненты ■
Ф ев рал ь 2012
предыдущая страница 48 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн следующая страница 50 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст