Шины и дисни
производств. Подобная система
действует в Венгрии, Дании,
Словакии, Латвии, на Кипре.
Система, базирующаяся на
ответственности поставщиков
шин (Producer Responsibility)
Ответственность за утили-
зацию шин несут поставщики
(производители и импортеры)
новых автопокрышек. Источни-
ком финансирования процессов
рециклинга служит специально
созданный Фонд, в который
производственные компании
перечисляют средства пропор-
ционально объему собственной
выручки. Например, если ком-
пания произвела в год 1 млн. по-
крышек для внутреннего рынка
(Европа), за каждое колесо она
должна перечислить в Фонд
определенную сумму (от 1 до 5
евро). Таким образом, расходы
на утилизацию шин (recycling
fee) учтены в стоимости новых
автопокрышек.
В дальнейшем Фонд распоря-
жается собранными средства-
ми: создает площадки (пункты
приема шин), дотирует заводы
по переработке шин. Подобная
система действует в большинстве
европейских стран: Швеция, Нор-
вегия, Финляндия, Португалия,
Польша, Франция. Ожидается
переход к такой модели в Велико-
британии, Испании и Венгрии.
Свободная рыночная модель
(Free Market System)
Каждый участник рынка пере-
работки шин самостоятельно
выбирает контрагента в рамках
установленных законодательных
норм. Подобная модель действу-
ет в Германии и Италии.
Европейская ассоциация
производителей шин и резины
(ETRMA) отмечает, что по со-
стоянию на 2010 год в Европе
действовало 14 различных
компаний, занимающихся
переработкой старых шин. Эти
компании нацелены на сбор
и переработку шин в количе-
стве, сопоставимом с вы-
пуском новых шин, согласно
принципу «одна новая шина
продается - одна старая пере-
рабатывается».
Законодательное регулирова-
ние отрасли переработки шин в
США осуществляется на уровне
штатов. Примерно в 48 штатах
приняты специальные законы
и программы, регулирующие
систему обращения шинных от-
ходов. В 12 штатах США запре-
щен любой способ захоронения
шин (целых и резаных).
Несмотря на региональные
особенности Программ, можно
выделить следующие общие со-
ставляющие:
• финансирование переработ-
ки за счет налогов и сборов;
• лицензирование деятельно-
сти участников рынка перера-
ботки шин (сборочных, перера-
батывающих производств);
• декларирование объемов по-
ставки изношенных шин;
• финансовые гарантии для
сортировщиков и переработ-
чиков.
Основным источником финан-
сирования системы обращения с
изношенными автопокрышками
в большинстве штатов являются
сборы (tire fees), взимаемые при
продаже новых шин либо при
регистрации новых транспорт-
ных средств.
Размер платежа варьируется
от 0,5 до 2 долларов за шины
5 долларов - грузовых автомо-
В тех штатах, где неразвита
подобная модель финансиро-
вания, компании-сборщики
использованных шин взимают
плату за размещение у себя
автопокрышек либо также
включают расходы в стоимость
реализуемых шин.
В Японии в настоящее время
действует «Закон о переработке
отходов», который обязывает
гражданина Японии лично до-
ставить отработавшие покрыш-
ки на пункты сбора (обычно на
ту же заправочную станцию,
где они в свое время и были
куплены). При этом владелец
платит за утилизацию 300 иен
(около 3.3 доллара). Параллель-
но, в Японии действует закон,
возлагающий ответственность
за сбор и утилизацию шин на
самих производителей но-
вых автопокрышек. Согласно
принятому государственному
нормативу, уровень повторного
использования всех автокомпо-
нентов должен достигать 70% к
2015 году.
Рис. 3: Распределение предприятий
по переработке шин по мощности, %
До 10 тыс. т/г
От 10 до 20 тыс. т/г
Свыше 20 тыс. т/г
Рис. 4: Обеспеченность
автомобилями на 1000 жителей
Рис. 5: Автомобильный парн, млн шт.
А в током пон енты ■
Ф евраль 2012
43
предыдущая страница 47 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн следующая страница 49 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст