Шины и дисни
Рис. I: Оценка общего объёма шин на утилизацию
в РФ в 2010 - 2015 гг., тыс. тонн
1000
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Легковые и внедорожники
ЦМК
Легкогрузовые
Грузовые комбинированные
ных шин в США составляет око-
ло 86%. По данным Европей-
ской Ассоциации по вторичной
переработке шин в 2008 году в
странах ЕС было образовано
около 3,3 млн. тонн использо-
только 6% совокупного объема
отходов было отправлено на
захоронение.
В Японии в 2008 году было
образовано 96 млн. штук из-
ношенных автопокрышек (1056
тыс. тонн). Уровень переработки
за аналогичный период соста-
вил 88.5%.
Если говорить о масштабах
такого явления, как шинные
отходы в России, то, оценочно,
на сегодняшний день объем вы-
брасываемых изношенных шин
составляет около 850 тысяч тонн в
год. Оцениваемый объем механи-
ческой переработки шин в России
не превышает 17% от общего объ-
ема ежегодных шинных отходов.
Еще до 20% изношенных шин
сжигается. Оставшийся объем
приходится на захоронение. При
этом к 2015 году объем ежегодно
образующихся в России шинных
отходов может достичь уже 935
тысяч тонн в год.
То, что основная доля от-
работанных шин вывозится на
свалки, в том числе стихийно
сложившиеся, приводит к сле-
дующим основным негативным-
последствиям:
• Неблагоприятная экологиче-
ская ситуация в зонах свалок
• Выделение токсичных ве-
ществ при возгорании
• Неэффективное использова-
ние ресурсов
• Нарушение международных
экологических норм
Такое положение дел связано
с отсутствием системы орга-
низованного сбора шинных
отходов. Больше половины
изношенных покрышек об-
разуется в частном секторе (в
основном радиальные шины
с металлокордом). При этом
рядовой автопользователь не
готов брать на себя затраты по
транспортировке шин в пункт
приема и их дальнейшей утили-
зации. Действующие же пере-
рабатывающие предприятия в
основном работают с сырьем,
поступающим от промышлен-
ных компаний (шинных за-
водов, автохозяйств, компаний,
оказывающих услуги шиномон-
тажа и автосервиса и др.).
При этом в подавляющем
большинстве российские
предприятия по переработке из-
ношенных шин являются мало-
мощными. Наиболее популярны
проекты с годовым потребле-
нием сырья в объеме 5000 тонн.
В общем числе предприятий по
переработке такие маломощные
компании составляют 77%. Но
обеспечивают они только 41%
от общего объема переработки
шин.
С точки зрения способа пере-
работки самым популярным
является механическое дро-
бление, которое используют 19
действующих в РФ компаний. К
альтернативным методам утили-
зации прибегают ЗАО «Завод
переработки покрышек №1»
(криогенное дробление) и ООО
«Экоинвест» (бародеструкцион-
ное дробление).
Также к ограничивающим
развитие рынка переработки
шин факторам относятся тре-
бования, выдвигаемые перера-
батывающими предприятиями,
к шинным отходам. Качество
отходов, в части покрышек
отработанных, должно соот-
ветствовать ГОСТу 8407-89
«Сырье вторичное, резиновое.
Покрышки и камеры шин». На-
ружный диаметр шин, обычно,
не должен превышать 1070-1100
мм. Сырье должно быть чистым,
без посторонних включений, с
целыми бортами и иметь оста-
точный слой резины на беговой
дорожке. Обычно предприятия
не принимают к переработке
резинометаллические отходы,
на колесных дисках. При этом
предприятия, как правило, не
имеют региональной сети сбора
шинных отходов.
Основным продуктом
переработки изношенных шин
является резиновая крошка (РК)
различных фракций, являющая-
ся композиционным эластомер-
ным порошком. В зависимости
от используемого оборудования,
выход РК может составлять
от 35 до 80%. Стоимость РК,
полученной из шин, составляет
9 500-15 000 руб./т., что ниже
стоимости РК из синтетического
каучука (ЕРОМ) 17 500-50 000
руб./т. Но последняя превос-
ходит шинную РК по потреби-
тельским качествам, к примеру,
может быть окрашена практиче-
ски в любой цвет.
Рынок резиновой крошки
находится в начальной стадии
формирования. Появилось
достаточно устойчивое пред-
ложение, сформировались цены,
определились приоритетные
Возможности внесения РК
при изготовлении:
новых автомобильных покрышек -до
10% крошки в добавках
-
до 25%
шлангов и товаров народного
потребления
-
до 40%
>
кровельных и рулонных материалов - до
40%
железнодорожных шпал - до 60%
напольных ковриков
-
до 100%
подошв для обуви - до 100%
покрытий для дорог до 14-15 тонн на км.
Рис. 2: Тоннаж материалов, содержащихся
в шинных отходах, тыс. тонн
800
700
600
500
400
300
200
100
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Текстиль
Проволока
А в током пон енты ■
Ф евраль 2012
предыдущая страница 45 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн следующая страница 47 Автокомпоненты 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст