Рынон компонентов
Центральный
$18 9 967тыс,
67,0%
Уральский
$2 758 тыс
1,0%
Сибирский
$3 132тыс.
и%
г
а
1
ь .
. |
Северо-
Западный
,$52 443 тыс.
18,5%
Даяьне-
_восточмый
Северо-1 Цюжиый
К»кда«сий 55 984
$5 964 тыс
2
|%
2,1%
$12 361 тыс,
.Приволжский4-4^
$11 053 тыс.
3,9%
Вместе с тем, дисковые
тормоза не имеют эффекта
самоусиления, как барабанные
тормоза, что налагает повышен-
ные требования к усилителю
тормозов. В качестве «минусов»
можно упомянуть более высо-
кую стоимость производства и
более быстрый износ фрикци-
онных накладок из-за большего
давления при торможении.
Дисковые тормоза различают-
ся по конструкции.
Борьба за снижение непод-
рессоренных масс и улучшение
отвода тепла привела к созда-
нию так называемых вентилиру-
емых дисков. Они представляют
собой своеобразный сэндвич из
двух дисков, между которыми
сделаны специальные отвер-
стия, формирующие лопасти,
наподобие турбины. Благодаря
этим лопастям и каналам тепло
отводится более эффективно, а
вес диска снижается. Но порой
этого недостаточно. При на-
грузках тормозные диски могут
нагреваться до очень высоких
температур, и если это тепло
передастся ступице - вероятен
выход его из строя. Произ-
водители тормозных систем
идут на различные ухищрения.
Например, некоторые фирмы
предлагают разборные тормоз-
ные диски. Они представляют
собой непосредственно рабочий
диск, скрепленный болтовым
соединением со средней частью,
которая крепится на ступицу.
Часто можно встретить тор-
мозные диски с перфорацией
и канавками (перфорирован-
ные диски). Проделанные по
всей рабочей плоскости диска
сквозные отверстия снижают
вес диска, способствуют более
эффективному снижению
50
А втоком поненты ■
О нтябрь 2012
его температуры при работе,
удаляют газы, образующиеся
при трении колодок о диск.
Кстати, эти рабочие газы могут
создавать подобие воздушной
подушки и снижать эффектив-
ность тормозов. Так что их
отвод крайне важен, особенно
в тормозах, работающих в
предельных режимах. Перфора-
ция предупреждает коробление
Некоторые диски имеют и по-
перечные отверстия, и каналы
одновременно (комбинирован-
ные диски). Канавки совместно
с отверстиями способствуют
удалению воды, грязи, пыли и
пр., что снижает риск поцара-
пать тормозной диск. И канавки,
и перфорация увеличивают
дополнительную тормозную
силу и уменьшают износ диска.
При работе на больших нагруз-
быстро покрываются тонким
слоем нагара - выгоревшего и
отработанного фрикционного
материала. Если его не снять
принудительно, колодка пре-
вращается в скользкую лыжу.
Канавки и шлицы срезают этот
отработанный слой, обновляя
колодку. Такие диски редко
используются в стандартных
автомобилях, поскольку они
приводят к быстрому износу
тормозных колодок; однако,
такая технология очень важна
для гоночной индустрии так как
позволяет оставлять тормозные
колодки сухими и избегать сте-
клования их поверхностей.
На некоторых спортивных,
а также грузовых автомобилях
используются керамические
тормозные диски.
Первая разработка современ-
ных керамических тормозных
дисков была выполнена бри-
танскими инженерами, рабо-
тавшими в железнодорожной
промышленности в 1988 году.
Целями данной разработки яв-
лялось снижение веса, сокраще-
ние количества тормозов на оси,
а также обеспечение стабиль-
ной эффективности тормозов
на больших скоростях и при
всех температурных режимах.
Результатом стало примене-
ние керамики, армированной
углеродным волокном, которая
теперь широко применяется
для тормозных систем в авиа- и
автомобилестроении.
Востребованность широкого
круга керамических композит-
ных материалов, имеющих хо-
рошую устойчивость к высоким
температурам и механическому
воздействию, часто приводит к
их использованию на экзотиче-
ских транспортных средствах,
где применение окупает стои-
мость, а также оправдывает их
использование в промышлен-
ности, где легкость и эксплуата-
ционная эффективность имеют
большее значение, чем наличие
более дешевых альтернатив.
Композитные тормоза могут
выдерживать температуры, при
которых стальные тормоза на-
чинают плавиться.
У большинства современных
автомобилей дисковые тормоза
устанавливаются на перед-
них колесах, хотя существуют
бренды, где они заменяют
барабанные тормоза и на задних
колесах.
Качество импортных дис-
ков выше. Так, например, опыт
многих держателей автомобилей
ВАЗ показывает, что родные
диски ходят 5-6 тыс. км, а за-
тем теряют форму и начинают
«бить». С импортными такого
не происходит.
На российском рынке можно
встретить тормозные диски
компаний и брендов, представ-
ленных в таблице 1.
В 2011 г. объем поставок в
Россию дисковых тормозов и
их частей составил $467,9 млн.
(рис. 1). В соответствии со
структурой автомобильного
парка на долю легковых автомо-
билей пришлось 89,8 %
от обще-
го объема закупок (или $420,1
млн.), на долю грузовых автомо-
билей - 10,2 % (или $47,8 млн.).
Поставки дисковых тормозов на
сборочный конвейер составили
39,4 % или $184,2 млн.; в оптово-
розничную сеть и ремонтные
службы транспортных средств -
60,6 % или $283,7 млн.
Свыше половины всей импор-
тируемой продукции (сегмент
торговли и ремонта) поступает
в Центральный ФО - 67% или
$190 млн. (рис. 2). Второе место
по импорту дисковых тормозов
занимает Северо-Западный ФО
(18,5 % или $52,4 млн.).
Среди поставщиков дей-
ствует жесткая конкуренция.
В сегменте дисковых тормозов
для оптово-розничной торговли
и ремонта в секторе легковых
автомобилей, например, только
три компании смогли охватить
3-5% рынка и 18 компаний -
от 1% до 3%. 61,3% от объема
импорта осуществляется ком-
паниями с долей менее одного
процента. В секторе грузовых
автомобилей количество компа-
ний с долей более 2-х процен-
тов всего лишь 7, при этом их
совокупный вклад не превы-
шает 30 %. В сегменте дисковых
тормозов для промышленной
сборки легковых автомобилей
рынок более концентрирован -
совокупная доля 26 компаний с
поставкой более 1,5 % от объема
сегмента составляет 70,2 %.
Такая ситуация демонстриру-
ет широкие возможности орга-
низации производства дисковых
тормозов на территории России,
высокую степень успеха при ор-
ганизации такого бизнеса. По-
нимая финансовые и техноло-
гические проблемы российских
предприятий, а также учитывая
значительное количество за-
рубежных участников рынка,
приоритетом будут обладать со-
вместные альянсы. Преимуще-
ства, получаемые совместными
предприятиями на территории
России, особенно в рамках
индустриальных парков и ОЭЗ,
позволяют уверенно прогно-
зировать достижение высоких
экономических результатов в
краткосрочной и среднесрочной
перспективе.
Петов Н. А.
предыдущая страница 53 Автокомпоненты 2012 10 читать онлайн следующая страница 55 Автокомпоненты 2012 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст