Рынок компонентов
Автомобильные аккуму-
ляторы подразделяются на
обслуживаемые, частично
обслуживаемые и необслужива-
емые. Первые это чистой воды
архаизм, сегодня встречается
довольно редко, но, тем не ме-
нее, они еще попадаются. Судя
из названия, данные батареи
подразумевают замену как от-
дельных банок, так и полностью
всего содержимого.
Частично обслуживаемые
сейчас наиболее распростране-
ны. Их обслуживание сводится
к поддержанию регламентиро-
ванного уровня электролита.
Для доливки дистиллированной
воды предусмотрены крышки
на верхней плоскости АКБ. Ис-
пользовать кислоту ни в коем
случае нельзя. Уровень прове-
ряется по отметкам на корпусе
(как правило, две отметки,
показывающие минимальный
и максимальный предел). Либо
приходится смотреть непосред-
ственно в банки - электролит
должен покрывать 10-15мм
пластины.
Необслуживаемые не требуют
человеческого вмешательства на
протяжении всего срока службы
благодаря использованию
специального состава пластин и
конструкции системы конденси-
рования.
Кроме того, АКБ различаются
по используемым технологиям.
Традиционные - свинцово-кис-
лотные. В них электролит пред-
ставляет собой смесь серной
кислоты и дистиллированной
воды. Более современные AGM-
батареи (от Absorbent Glass Mat)
и так называемые гелевые. В
АКБ, построенных на техноло-
гии AGM, электролит связан в
сепараторе из стекловолокна,
который также удерживает
активный материал на пластине
с равномерным давлением. По-
тери активного материала при
этом сводятся к абсолютному
минимуму. Данная технология
предотвращает расслоение элек-
тролита и обеспечивает кроме
высокой стабильности мощ-
ностных характеристик доволь-
но продолжительный ресурс
благодаря высокой устойчиво-
сти к циклам. По этой причине
AGM-батареи рекомендованы
к применению на автомобилях,
оснащенных передовыми систе-
мами Start-Stop, рекуперацией
энергии торможения и много-
численными потребителями
электроэнергии.
В гелевых АКБ электролит
загущается до гелеобразного
состояния силикагелем. Они так
же, как и AGM-аккумуляторы
независимо от степени разряда
обеспечивают высокую силу
тока в цепи.
Также при приобретении
новой АКБ следует обратить
внимание на пусковой ток (в
амперах), характеризующий
способность к запуску двигателя
в холодную погоду. И не стоит
манипулировать с емкостью.
Все понимают, что аккумулятор
меньшей, чем регламентиро-
вано для конкретной модели
автомобиля, емкости быстрее
придет в негодность и вряд ли
будет нормально справляться
с холодным пуском. А вот о
том, что и от АКБ с большей,
чем положено емкостью ничего
хорошего ожидать не стоит, за-
думываются немногие. А между
тем, из-за своих параметров он
будет постоянно недозаряжен и
потому выйдет из строя раньше.
Да и увеличенный пусковой
ток способен запросто сжечь
Отдельный аспект - чтение
маркировки. Дело в том, что в
Росси, Европе и Америке дей-
ствуют различные стандарты на
маркировку АКБ. В нашей стра-
не она наносится в соответствии
с требованиями ГОСТа 959-91
и выполняется по следующей
схеме: «6 СТ-55 А1»
Где первая цифра указывает
число последовательно соеди-
ненных аккумуляторов в бата-
рее (6 или 3) и характеризует ее
номинальное напряжение (12
или 6 В соответственно). Далее
следующие буквы отражают
назначение батареи по функци-
ональному признаку (СТ - стар-
терная). Двузначная цифра по-
сле тире - номинальная емкость
батареи в ампер-часах (А»ч). В
конце - буквы или цифры, кото-
рые содержат дополнительную
информацию об исполнении
батареи (при необходимости) и
материалах, примененных для ее
изготовления. Например: «А» -
с общей крышкой, «3» - залитая
и полностью заряженная (если ее
нет - батарея сухозаряженная),
слово «необслуживаемая» - для
батарей, соответствующих
требованию ГОСТ по расходу
воды, «Э» - корпус-моноблок
из эбонита, «Т» - моноблок из
термопластичной пластмассы,
«М» - сепаратор типа мипласт
из поливинилхлорида, «П» -
сепаратор-конверт из полиэти-
лена.
В Европе для условного
обозначения АКБ применяет-
ся либо пятизначный код по
немецкому стандарту DIN (на-
пример 560 19), либо девятиз-
начный код по международному
стандарту ETN - European Туре
Number - (например 560 059
042).
Значение первых трех цифр и
в коде DIN, и в коде ETN одина-
ково. Это номинальная емкость
и напряжение батареи. Вернее,
в чистом виде это номинальная
емкость для 6-вольтовых бата-
рей (цифры в диапазоне от 001
до 499). А для того чтобы узнать
емкость 12-вольтовых АКБ
нужно из указанного числа (от
501 до 799) вычесть 500. То есть
в приведенном выше примере
цифра 560 обозначает аккумуля-
тор с емкостью 60 А*ч.
Следующая группа цифр
(три цифры в ETN и две в DIN)
указывают на физические и
конструктивные параметры/
особенности АКБ, а также
специфические электрические
показатели: габариты корпуса,
расположение токовыводящих
клемм, ток разряда, конструк-
цию крепежных элементов,
тип газоотвода, тип крышки,
наличие ручек, вибропрочность,
устойчивость к циклам заряда-
разряда и т. п.
Последние три цифры в обо-
значении по ETN при умно-
жении на 10 дают величину
тока разряда в Амперах. При
этом следует помнить, что ток
разряда в новой системе EN
измеряется по новой методике,
отличной от методики стандар-
та DIN (ГОСТ). Для пересчета
разрядного тока используется
коэффициент 1,7.
В Америке, естественно,
маркировка производится в со-
ответствии со стандартом SAE
(J537). Она довольно проста и
включает в себя номер типораз-
мерной группы и ток холодной
прокрутки при -18 °С. При
этом на батареи американско-
го производства практически
всегда наносится: номинальное
напряжение, знаки полярности
«+» и «-», резервная емкость,
товарный знак производителя,
условные знаки мер безопасно-
сти при работе с батареей и т. п.
Умение верно трактовать мар-
кировку очень пригодится для
того, чтобы сделать правильный
выбор аккумуляторной батареи,
поскольку на российском рынке
сегодня представлено огром-
ное количество марок самого
различного происхождения
буквально со всех концов света.
Причем многие крупные фирмы
как иностранные, так и россий-
ские выпускают АКБ под не-
сколькими брендами. У Johnson
Controls это Varta, Energizer,
Optima. У Delkor собственно
Д втоном поненты ■
О ктябрь 2012
предыдущая страница 16 Автокомпоненты 2012 10 читать онлайн следующая страница 18 Автокомпоненты 2012 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст